среда, 21 июня 2023 г.

О доброте

 

Приёмы и методы, способствующие развитию у школьников доброты

1. Рассказ. Доброе дело можно сделать для другого, можно - для себя, для животных и растений. Есть ли у вас план добрых дел? А у ваших друзей, родителей? О своих добрых делах не принято рассказывать, но поведайте о добрых делах ваших знакомых.

2. Письмо. Напиши письмо тайному другу, чтобы поднять ему настроение. Напиши письмо благодарности родителям, бабушкам, дедушкам, друзьям.

3. Размышление над словами известных людей. Например, Сенеки: «Совершенство духа нельзя ни взять взаймы, ни купить, а если бы оно и продавалось, всё равно, я думаю, не нашлось бы покупателя».

4. Придумывание окончания фраз. Например: а) высказывания Гэри Чепмена: «Единственный способ испытывать подлинное удовлетворение от жизни - это <...> (окончание фразы у Гэри Чепмена: любить других людей); б) Александра Суворова: «Победителю прилично <...> (окончание фразы у автора: великодушие); в) Николая Шелгунова: «Мужество идёт обыкновенно рядом с <.> (у автора: мягкостью характера), и мужественный человек более других способен на <...> (у автора: великодушие).

5. Анализ притч. Понимание смысла, придумывание окончания притчи. Общеизвестно, что притчи влияли на формирование нравственных законов общества. Например, можно взять евангельские притчи.

6. Анализ стихов. Например, предлагаем ученикам прочитать стихотворение Александра Кушнера «Времена не выбирают» или стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя» и определить свою жизненную позицию с их помощью.

7. Этический диалог. Определяются следующие условия такого общения:

- безусловно-позитивное отношение учителя к школьнику;

- конгруэнтность учителя, проявление человеческих качеств во взаимодействии со школьниками;

- квалификация педагога, коммуникативный норматив речевой культуры, авторитетность, самопрезентация;

- самоактуализация и степень активности субъектов коммуникации;

- доверие ученика к преподавателю, уверенность в праве на ошибку, праве на творчество, праве отказаться от общения;

- направленность содержания общения на жизненные проблемы школьника

8. Дискуссии, диспуты по важным для школьников сущностным проблемам, например, на тему «Истинная и ложная доброта».

9. Подключение личностного потенциала школьников через следующие виды заданий:

- попробуйте проанализировать свои детские чувства, когда вам сделали доброе дело (простили).

- попробуйте проанализировать то, чему вы радуетесь.

10. Совместное чтение художественных и философских текстов.

11. Просмотр и обсуждение кинофильмов, например:

- «Чучело» (1983) по повести В.А. Же-лезникова «Чучело»,

- «Движение вверх» (2018) по повести С. Белова «Движение вверх»,

- «Поллианна» (2003) по роману Элинор Портер «Поллианна»,

- «Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»,

- «Два капитана» по роману В. А. Каверина «Два капитана»,

- «Судьба человека» по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

12. Анализ поговорок о доброте, например:

Доброе слово сказать — посошок в руку дать.

Доброе дело два века живёт.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Доброе дело питает и душу и тело.

Сделав добро, не кайся.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе братство лучше богатства.

Свет не без добрых людей.

От добра добра не ищут.

Доброта без разума пуста.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добро делать спешить надобно.

Добрый конец всему делу венец.

Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

Добро не лихо - бродит тихо.

Добро помни, а зло забывай.

Доброго не бегай, а худого не делай.

13. Поиск ответов на вопрос: «Удивительный вопрос. У большинства людей есть руки, но часто ли они обнимают других? Почему? Вместе с ребятами вспомним Ника Вуй-чича (или познакомим с ним), у которого нет рук, а он всех обнимает и делится счастьем. У него нет ног, но он везде путешествует. У вас есть и руки, и ноги, но чувствуете ли вы благодарность и счастье? А ведь счастье - это правильное взаимоотношение с миром».

14. Тайна. Чудо. Игра. Детям во все времена интересно таинственное. Тайна и доброта могут стать помощниками в воспитании доброты. Можно взять пример из книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда» и стать для кого-то тайным другом (может быть, для одинокой старушки в подъезде).

Результат воспитания, как известно, отсрочен во времени. Подобное воспитывается подобным, поэтому родители и учителя, прежде всего, занимаемся самовоспитанием и сотрудничеством…

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий