Рекомендации родителям тревожных детей и
подростков:
- старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему,
рассуждайте;
- избегайте фраз типа "поймешь, когда вырастешь" - знание появляется
не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром - в первую очередь с
родителями! Дети не учатся тому "как надо" или "хорошему" и
"плохому" сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не
ведомы, не ленитесь их объяснять - непонимание порождает тревогу;
- говорите о своих эмоциях и чувствах;
- не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны
подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;
- старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви
- демонстрируйте это, говорите, однако не "душите" этим чувством, оно
не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы
взять на себя и всю ответственность;
- отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;
- избегайте употребления слов, унижающих достоинство;
- не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не
механическое действие "по шаблону", попросите его объяснить их
причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и
почему;
- сведите к минимуму число замечаний;
- не пугайте невыполнимыми наказаниями;
- чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям - это помогает снизить как
эмоциональное напряжение, так и мышечное;
- оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах
воспитания;
- совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Малышам трудно понять - что
значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например дачу
летом, расскажите друг другу о своих ощущениях - как там хорошо, как светит
солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном;
- тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины
страхов и тревог;
- ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего
ребенка;
- по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не
перестарайтесь - ребенок должен учиться справляться с трудностями - сперва с
вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения
навыкам саморегуляции);
- предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него;
- в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к
этой ситуации;
- делитесь своими детскими воспоминаниями - в том числе страхами, рассказывайте
и об актуальных проблемах, волнениях;
- показывайте ребенку разницу в его достижениях - сравнивайте прошлые успехи с
настоящими, отмечая его старание и усердие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий